Блог

Нюансы ремонта современных генераторов и стартеров

Ещё немного - и электрика современного автомобиля станет сложнее, чем у американских космических челноков-шаттлов. Но и по сей день в её структуре, кроме аккумулятора и разношерстных модулей, остаются два важнейших узла, без которых машина превращается в недвижимость,- стартер и генератор. Рано или поздно с ремонтом этих братьев сталкиваются многие автовладельцы. Поэтому важно знать основные нюансы их восстановления, чтобы не наступать на грабли скупости, но и не переплачивать на ровном месте.

Зачистка контактов

Даже современные генераторы и стартеры, заточенные под работу систем «старт-стоп», устроены довольно просто и не имеют принципиальных отличий от своих предков. Однако, прежде чем нести в ремонт уставшие узлы, важно убедится, что электрика автомобиля в целом исправна и наших героев не терроризируют другие враги. Иначе в скором времени придётся повторно отдавать приличные деньги за ремонт или восстановление.

Смерть генератора очень часто связана с некондиционным аккумулятором, который значительно повышает нагрузку на узел. По этой причине в генераторе часто прогорают диодный мост и статорная обмотка, а на некоторых моделях BMW-даже сам статор. После такой беды генератор можно смело относить на помойку.

Также ресурс генератора заметно падает, если он оказывается в зоне подтекания масла или антифриза. При работе генератора идёт естественный износ щёток с выработкой пыли, А из-за попадающего на генератор масла смоченные частицы пыли возвращаются в зону контакта щеток и коллектора - и, как говорится, на ровном месте идет активный абразивный износ.

В половине случаев к ремонтникам попадают сгоревшие стартеры, замученные самими автовладельцами. Они крутят стартер слишком долго (особенно зимой) и перегревают его в попытках пустить мотор, который может подолгу не схватывать по целому ряду причин.

Обычно на рынке присутствует весь спектр запчастей для стартеров и генераторов, в том числе и неоригинальные детали. Однако у этого правила всегда находятся исключения. По большей часта это касается генераторов.

запчасти для стартеров и генераторов

Например, в природе нет запчастей для генераторов для автомобилей Maybach 57 и 62,- большинству наш их читателей это до лампочки, но сам факт интересен. Из более приземленных исключений можно назвать Audi А6 предыдущего поколения с дизельным мотором 3.0 TDI: для его генератора не найти реле-регулятора, будь то оригинал или заменитель. Единственная альтернатива покупке нового узла - поиск исправного бэушного варианта. С него снимают заветное реле и меняют остальные необходимые запчасти на новые.

Выбор между оригинальными запчастями и заменителям и зависит от конкретной модели автомобиля. Например, для генераторов многих моделей концернов Volkswagen и Jaguar Land Rover подходят только родные реле-регуляторы. Возможно,заменители будут исправно работать на стенде в сервисе, но спасуют в составе остальной электрики реального автомобиля, вызвав появление массы ошибок и отказов.

А вот в большинстве других случаев предпочтительнее брать запчасти-заменители. Они и дешевле, и зачастую имеют более высокое качество и лишены болячек оригинальной продукции.

Диагностика умершего стартера, или генератора

После исключения возможных проблем в электрике автомобиля и других дефектов можно переходить к детальной проверке стартера и/или генератора.

Диагностика умершего стартера незатейлива. Его разбирают и дефектуют. Кроме умерших деталей важно обновить элементы с приличным износом, чтобы в скором времени вновь не пришлось вскрывать узел. Попутно проверяют сопротивление обмоток втягивающего реле и «бендикс»на срыв.

С современными генераторами сложнее. В их конструкции реле-регулятор подключено по отдельной шине к «мозгу» двигателя, обеспечивая функцию умной зарядки. Беда в том, что для проверки реле конкретного производителя чаще всего нужен индивидуальный диагностический прибор с осциллографом. Он позволяет также проверить регулятор отдельно от генератора - это уберегает ремонтников от бракованных реле.

Проверяют генератор и на стенде. Оценивается его поведение под нагрузкой, в режиме холостого хода и в процессе нагрева. Дополнительно стетоскопом прослушивают шум подшипников.

Стендовые проверки проводят до и после ремонта генератора.

Ремонт стартера, или генератора

Процесс восстановления практически один и тот же для стартеров и генераторов различных типов, будь то варианты с жидкостным охлаждением или узлы систем «старт-стоп». Последние, грубо говоря, отличаются лишь усиленными компонентами, обеспечивающими повышенную производительность.

Щёточный узел обычного стартера имеет четыре щетки 1 - а у стартера с функционалом системы «старт-стоп» их шесть 2 . Это одно из самых значимых несходств двух конструкций - в осталь¬ном они практически идентичны. Фокус в том, что если клиент не пользуется этой опцией, то при ремонте более продвинутого стартера можно смело использовать простой щёточный узел. Это будет гораздо дешевле и никак не скажется на ресурсе отремонтированного электродвигателя.

Щёточный узел стартера

Все изношенные детали заменяют новыми. Есть всего пара специфических нюансов касательно их установки. К примеру, недостаточно просто запрессовать новый коллектор генератора, дополнительно нужна его центровка. Для этого грамотный мастер ставит ротор в сборе с коллектором на станок. На нём проводится центровка, шлифовка и полировка. В противном случае новые щетки умрут гораздо быстрее.

При качественном восстановлении узлов они проживут примерно столько же, сколько и новые. Единственное ограничение при их ремонте - экономическая целесообразность. В случае некоторых повреждений дешевле будет купить новый стартер или генератор. Чаще всего крест на восстановлении узла ставит его перегрев и сгорание основных компонентов. Причём от этого в равной степени страдают и стартер, и генератор. Среди самых дорогих элементов-погорельцев - ротор генератора (5700 рублей) и якорь стартера (2700 рублей). Отдельно эта суммы не кажутся фатально высокими, но общая смета заставит приуныть любого владельца.

Реле-регуляторы от разных производителей требуют индивидуальных приборов для диагностики и могут иметь существенные конструктивные особенности. Например, на бошевских реле нельзя отдельно поменять щетки. Они приварены на заводе по замысловатой технологии, которую невозможно полноценно воссоздать в условиях сервиса. Некоторые ремонтники всё же пытаются это делать, однако итог всегда один - через короткое время переваренные щетки отпаиваются.

Реле-регуляторы

Средний ценник полноценного ремонта генератора в Москве (запчаста плюс работа) - 3 500 рублей. Обычно в перечень новых элементов входит реле-регулятор, коллектор и подшипники. Некоторые ремонтники предлагают восстановленные генераторы по средней цене 4 500 - 5 500 рублей. Иногда на них даже дают гарантию до года. Это хорошая альтернатива дорогостоящему ремонту или покупке нового генератора. Даже для недорогих машин цена нового агрегата сильно разнится - от 16 000 аж до 70 000 рублей!

Срочный выкуп автомобилей в Новокузнецке 8-913-417-62-32

Самый распространенный ремонт стартера с заменой «бендикса» и втягивающего реле обходится в 3100 рулей. Так как стартер устроен гораздо проще, чем генератор, то и стоит в несколько раз меньше. Для сегмента недорогих иномарок средний ценник плавает вокруг 7 000 рублей. Поэтому ремонт стартеров менее востребован. Даже при том, что нередко производители бюджетных машин хотят за новый стартер 13 000 - 17 000 рублей.


Благодарим компанию АБС за помощь в подготовке материала.
Автор Стас Панин
За рулем 07.2018

 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar